Быть репетитором

3 личностных качества, без которых вам не стать топовым репетитором

Сейчас мы будем говорить не о конкретно навыках, вроде умения объяснять сложные вещи простым языком, а именно о тех аспектах личности, характеризующих вас как человека, для которого подобная деятельность по-настоящему подходит.
Скорее всего вы уже полностью сформировавшаяся личность, то есть вам больше 16 лет, а это значит, что у вас есть прочный фундамент, поменять который будет уже не под силу.
Был такой Эдгар Шейн, специалист по организационной культуре, он определял, какие именно личностные качества помогают человеку получать удовольствие от рабочих задач. Он выделил 8 характеристик. Мы не будем обсуждать каждую, а выделим всего одну, без неё вам точно будет тяжело в репетиторстве.

Служение, или сервис

Данная характеристика выражается в желании помогать другому человеку. Эта ориентация всегда выражена у волонтеров, социальных работников, врачей, и, разумеется, учителей.
Для того, чтобы определить — есть у вас данная характеристика, вам нужно пройти тест “Якоря карьеры”.
После прохождения теста у вас выйдут 3-4 характеристики. Если среди них не будет служения — это звоночек к тому, чтобы задуматься, а туда ли я иду.
Приведу свой пример. У меня на первом месте значится “Предпринимательство”, а на втором месте как раз “служение, сервис”. И когда я в течение 7 лет занимался репетиторством, то уже на 3-й год сместил данную деятельность на второй план, потому что к тому моменту освоил необходимые навыки, методики и сознание требовало двигаться дальше, искать более сложные задачи. И далее, когда создавали платформу для репетиторов CloudText, то в её основе я заложил ключевую функцию — помощь людям.
Представьте, в репетиторстве я мог лично помогать всегда ограниченному кругу лиц, тогда как платформа позволяет “причинить добро” гораздо большему количеству. Так я смог соединить 2 личностные характеристики при создании платформы: предпринимательство и сервис. Поэтому чувствую довольно большое удовлетворение от того, чем занимаюсь. А в какой-то момент репетиторство и вовсе ушло из моей жизни, на то были и другие причины. О них поговорим как-нибудь отдельно.

Типы интеллектов

Сейчас обратимся к трудам другого исследователя, американского ученого Говарда Гарднера. Он автор теории “множественного интеллекта”. Она в частности вполне уместно противопоставлялась классическому IQ.
Гарднер выделил 7 типов интеллекта: музыкальный, лингвистический (вербальный), телесно-кинестетический, визуально-пространственный, логико-математический, межличностный, внутриличностный, натуралистический.
Так вот, у любого репетитора обязательно, подчёркиваю это, должны быть межличностный и лингвистический интеллекты (или ещё его называют вербальным). И далее, в зависимости от того, какой предмет вы собираетесь преподавать, если это математика, информатика, то логико-математический, если биологию, химию, физику, то натуралистический. Если вы репетитор музыки, то музыкальный. Если репетитор по графике, искусству, то визуально-пространственный.
Как правило, у среднестатистического человека по результатам тестирования проявлены 3 типа интеллекта. Конечно, это не говорит о том, что остальные у вас напрочь отсутствуют. Если вы в процессе профессиональной деятельности задействуете интеллект, плохо проявленный, подобные задачи всегда будут вызывать отторжение. Пресловутая прокрастинация в конечном итоге вас здесь догонит и не отпустит.
Например, у меня на первом месте по проявленности лингвистический интеллект, а потом межличностный. Лингвистический выражается в первую очередь в способности работать со словом и в способности много говорить. Замечательно, если вы собираетесь преподавать иностранные языки, или даже русский язык. Вам подобная деятельность будет даваться легко. Также легко вы сможете писать тексты, всячески работать со словом, как это делает сейчас ваш покорный слуга.
Определить проявленность межличностного интеллекта вы можете даже без тестирования. Ответьте себе на вопрос: вы быстрее заряжаетесь энергией от общения с людьми, или когда вы наедине с собой? Если второе, то работа с людьми будет вас изматывать. Вы не потянете большое количество уроков и много общения.
Вот вам ссылка на тест для определения ведущих типов интеллекта.
Если хочется почитать более подробно про типы интеллектов, то можете скачать книгу Гарднера “Границы разума. Теория множественного интеллекта”.

Что делать, если у меня нет нужных интеллектов и двигателей жизни?

В первую очередь, это хороший момент, чтобы задуматься — а тем ли я занимаюсь? Чем раньше вы определите для себя деятельность, в которой вы задействуете наилучшим образом свои сильные стороны, тем быстрее получите желаемые результаты.

Также рекомендуем обратиться к профориентологу, который поможет вам точечно подобрать тот вид деятельности, подходящий вам на 100%. Особенно, если вы сейчас в самом начале своей репетиторской карьеры.
#Методики преподавания